Головна » Файли » Мої файли |
05.11.2016, 14:55 | |||||||
9 класс. Урок 24. Практическая работа. Линейные алгоритмы Выполнив задания этой темы, вы научитесь: Как вам уже известно, существуют различные типы алгоритмов и разные формы их представления. Для представления линейного алгоритма в виде блок-схемы используются блоки ввода-вывода, выполнения действий, вызова вспомогательного алгоритма. Для представления линейного алгоритма в виде программы используются операторы ввода-вывода, оператор присваивания, оператор вызова вспомогательного алгоритма. Задание 8.1
Коллекция Эрмитажа содержит более 2 800 ООО единиц хранения. Если у каждого музейного экспоната задержаться всего на 5 минут и проводить в Эрмитаже по 8 часов каждый день, то может не хватить жизни, чтобы ознакомиться со всей коллекцией. Требуется вычислить суммарное время просмотра всей коллекции в минутах, часах, днях, годах, «жизнях», считая, что средняя продолжительность жизни в Роcсии составляет 70 лет.
Алгоритм в виде программы В табл. 8.1 приведена программа к заданию на школьном алгоритмическом языке Кумир (с пояснениями). В табл. 8.2 приведены тексты программ на языках программирования Паскаль и Visual Basic. Таблица 8.1. Программа на Кумире с пояснениями (к заданию 8.1) Таблица 8.2. Примеры программ на Паскале и Visual Basic (к заданию 8.1)
Задание 8.2
Требуется рассчитать параметры прямоугольного треугольника с углом 30° по заданному катету, лежащему против угла 30°.
Алгоритм в виде программы В табл. 8.3 приведена программа к заданию на школьном алгоритмическом языке Кумир. В табл. 8.4 приведены тексты программ на языках программирования Паскаль и Visual Basic. Таблица 8.3. Программа на Кумире с пояснениями (к заданию 8.2) Таблица 8.4. Примеры программ на Паскале и Visual Basic (к заданию 8.2)
Задание 8.3
На памятнике Пифагору высечен чертеж вписанного в цилиндр шара, так как Пифагор нашел соотношение между их объемами. Современный почитатель гения Пифагора решил создать объемный памятник в честь этого открытия. Городские власти определили статус памятника — скульптура малой формы, и выделили для него небольшую площадь. Требуется рассчитать объем цилиндра и вписанного в него шара по заданной площади основания памятника (цилиндра) и убедиться в правильности выведенного Пифагором соотношения.
Алгоритм в виде программы В табл. 8.5 приведена программа к заданию на школьном алгоритмическом языке Кумир. В табл. 8.6 приведены тексты программ на языках программирования Паскаль и Visual Basic. Таблица 8.5. Программа на Кумире с пояснениями (к заданию 8.3) Таблица 8.6. Примеры программ на Паскале и Visual Basic (к заданию 8.3)
Контрольные вопросы и задания
К заданию 8.1 К заданию 8.2 К заданию 8.3 Рис. 8.5. Чертеж для вычисления высоты и площади равнобедренной трапеции 4. Можно ли изменить последовательность операторов расчета? Разветвляющиеся алгоритмы
Выполнив задания этой темы, вы научитесь: Для представления разветвляющегося алгоритма в виде блок-схемы используются блоки принятия решения. Для представления разветвляющегося алгоритма в виде программы используются условные операторы и операторы выбора (если вариантов выбора больше двух). Задание 8.4
Требуется разработать алгоритм проверки принадлежности введенного числа данной арифметической прогрессии. Прогрессия задается двумя последовательными членами. Словесный алгоритм Начало алгоритма 1. Введите два последовательных члена арифметической прогрессии. 2. Введите произвольное целое число. 3. Найдите разность (d) арифметической прогрессии. 4. Найдите разность между введенным числом и членом арифметической прогрессии. 5. Найдите остаток от деления нацело найденной разности на d. 6. Организуйте проверку остатка: - если остаток от деления равен 0, выведите сообщение: «Число принадлежит рассматриваемой арифметической прогрессии»; - иначе выведите сообщение: «Число не принадлежит рассматриваемой арифметической прогрессии». Конец алгоритма
Алгоритм в виде блок-схемы Алгоритм в виде программы В табл. 8.7 приведена программа к заданию на алгоритмическом языке Кумир. В табл. 8.8 приведены тексты программ на языках программирования Паскаль и Visual Basic. Таблица 8.7. Программа на Кумире с пояснениями (к заданию 8.4) Таблица 8.8. Примеры программ на Паскале и Visual Basic (к заданию 8.4)
Задание 8.5
Из «Арифметики» таджикского ученого Авиценны (X-XI вв.) известно следующее свойство целых чисел: если число, будучи разделено на 9, дает в остатке 1 или 8, то квадрат этого числа, деленный на 9, даст 1. Требуется подтвердить верность свойства или опровергнуть его. Словесный алгоритм Начало алгоритма 1. Введите целое число. 2. Найдите остаток от деления этого числа на 8. 3. Организуйте проверку остатка на равенство 1 или 8: • если остаток от деления равен 1 или 8, то: а) найдите квадрат введенного числа; б) найдите остаток от деления квадрата числа на 9; в) организуйте проверку остатка от деления: если остаток равен 1, то выведите сообщение «Свойство верно», иначе выведите сообщение «Свойство не верно»; • иначе (остаток от деления не равен 1 и остаток от деления не равен 8) выведите сообщение «Остаток от деления < > 1 и Остаток от деления < > 8». Конец алгоритма
Алгоритм в виде блок-схемы Рис. 8.7. Блок-схема алгоритма (к заданию 8.5) Алгоритм в виде программы В табл. 8.9 приведена программа к заданию на алгоритмическом языке Кумир. В табл. 8.10 приведены тексты программ на языках Паскаль и Visual Basic. Таблица 8.9. Программа на Кумире с пояснениями (к заданию 8.5) Таблица 8.10. Примеры программ на Паскале и Visual Basic (к заданию 8.5)
Задание 8.6
Требуется определить тип треугольника по двум введенным углам. При выполнении задания необходимо учесть ситуации некорректного ввода данных, например: 90, 90 или 120, 80. Словесный алгоритм Начало алгоритма 1. Введите два угла треугольника в градусах. 2. Организуйте проверку типа треугольника: • если сумма двух углов меньше 180°, то вычислите значение третьего угла и рассмотрите три ситуации: а) если все углы острые, то выведите сообщение «Треугольник остроугольный»; б) если один из углов равен 90°, то выведите сообщение «Треугольник прямоугольный»; в) в противном случае выведите сообщение «Треугольник тупоугольный »; • иначе (если сумма углов больше 180°) выведите сообщение «Некорректный ввод». Конец алгоритма
Алгоритм в виде блок-схемы Фраза «один из углов равен 90°» в словесном алгоритме понятна человеку. Для компьютера ее следует детализировать, рассмотрев три ситуации (для каждого из углов ul, u2, u3). На алгоритмическом языке эта проверка может выглядеть следующим образом: ((ul = 90) и (и2 о 90) и (иЗ < > 90)) или ((и2 = 90) и (ul о 90) и (u3 < > 90)) или ((иЗ = 90) и (ul < > 90) и (и2 < > 90)). Чтобы упростить проверку, в алгоритм должен быть введен блок, обеспечивающий условие «сумма углов = 180». После этого достаточно рассмотреть выполнение условия «(ul = 90) или (и2 = 90) или (иЗ = 90)». Алгоритм в виде программы В табл. 8.11 приведена программа к заданию на алгоритмическом языке Кумир. В табл. 8.12 приведены тексты программ на языках Паскаль и Visual Basic. Таблица 8.11. Программа на Кумире с пояснениями (к заданию 8.6) Таблица 8.12. Примеры программ на Паскале и Visual Basic (к заданию 8.6)
| |||||||
Переглядів: 2303 | Завантажень: 0 | |
Всього коментарів: 0 | |